



- Регионы 8 (800)707-76-92 info@jprobe.ru
- Москва +7 (495) 540-58-75 msk@jprobe.ru
- Санкт-Петербург +7 (812) 748-29-23 spb@jprobe.ru
- Уфа +7 (347) 200-91-70 ufa@jprobe.ru
- Астана +7 (7172) 64-24-78 kz@jprobe.ru








Авиационные конструкции обычно имеют ограниченный обзор и в большинстве случаев находятся в положении неудобном для непосредственного осмотра. В связи с этим для осмотра используют оптические приборы, обеспечивающие подход к контролируемой поверхности и необходимое увеличение изображения дефекта. Подход к контролируемой поверхности обычно обеспечивается через небольшие отверстия (лючки), позволяющие осмотреть объект с заданного направления и с необходимым увеличением. В постоянных проверках особенно нуждаются детали и узлы проточной части ГТД, многие из которых могут быть осмотрены только с помощью эндоскопа.
Наглядным примером эффективности эндоскопического контроля может служить жаровая труба камеры сгорании ГТД, так как возникающие здесь трещины и прогары часто приводят к отказам двигателя в полете. Своевременный эндоскопический контроль камеры сгорания позволяет выявлять повреждения на ранних стадиях развития и тем самым предупреждать опасные отказы двигателя. Контроль проводят с помощью «гибких» и «жѐстких» эндоскопов. Однако эндоскопический контроль проточной части с помощью «жестких» эндоскопов возможен лишь в тех случаях, когда на двигателе предусмотрены специальные отверстия (лючки), служащие для проведения осмотров.
Сегодня наметилась перспектива применения для целей осмотра проточной части ГТД видеосистем, например, видеоэндоскопов серии jProbe PX plus со сменными управляемыми в 4-х направлениях зондами диаметром от 3,9мм, которые вполне могут заменить все типы оптических эндоскопов и позволят существенно повысить производительность и надѐжность контроля. По мере совершенствования видеосистем их будут использовать для осмотра камеры сгорания и на работающем двигателе при температуре более 1200°С.
Повышение эффективности оптического контроля базируется на тесном сотрудничестве создателей АТ и оптических приборов. Уже на стадии проектирования конструкций должны быть предусмотрены специальные нормированные отверстия (лючки), через которые можно ввести оптический прибор и тем самым обеспечить контроль критических элементов конструкции. При решении этой задачи учитывают характер ожидаемых дефектов, условия проведения осмотров, технические возможности оптических приборов и имеющийся опыт их применения.
Методика оптико-визуальных контроля ГТД имеет ряд специфических особенностей. Так, лопатки первой ступени ротора компрессора обычно осматривают со стороны входного канала двигателя, а лопатки последних ступеней турбины со стороны реактивной трубы. Осмотр проводят с применением телескопических луп, биноклей и эндоскопов. При осмотре выявляют риски, забоины, следы коррозии, трещины, деформации кромок пера и другие дефекты лопаток. Осмотр лопаток последующих ступеней компрессора и турбины проводят с помощью эндоскопов через специальные смотровые окна, а также через отверстия под болты крепления лопаток сопловых аппаратов. В проведении осмотра обычно участвуют два оператора: один проводит осмотр лопаток, а другой по его команде проворачивает ротор двигателя. Мелкие усталостные трещины на кромках лопаток при осмотре, как правило, не выявляются из-за наличия загрязнений, следов поверхностной коррозии, а также в силу их низкого контраста и малых размеров.
Дефекты камеры сгорания обычно выявляют с использованием «гибких» эндоскопов, которые вводят во внутреннюю полость жаровой трубы через отверстия в камере сгорания, которые открываются после демонтажа пусковых форсунок. При осмотре камер сгорания удается обнаружить трещины, прогары и разрушения элементов жаровой трубы, оплавления и разрушения термопар, рабочих форсунок, лопаток сопловых аппаратов и другие дефекты.

































































































































































































































































































Бондарев Олег Юрьевич
+7 (495) 970-97-19
Эксперт по автодиагностике:
Никольский Алексей Алексеевич
+7 (495) 212-90-57
Перед отправкой своих данных в форме обратной связи, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с Политикой конфиденциальности.